Вит
|
| |
Пост N: 2685
Зарегистрирован: 06.01.06
Откуда: Харьков
Рейтинг:
103
|
|
Отправлено: 15.09.11 22:29. Заголовок: Приказом № 453/553 б..
Приказом № 453/553 был отменен документ, который регламентировал порядок составления и использования форм первичных документов КБ-2В и КБ-3. На замену ему утвержден Приказ № 554, который вводит новые типовые формы первичных документов по учету в строительстве № КБ-2В «Акт приемки выполненных строительных работ» и № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных строительных работ и затрат». Как указывается в Письме № 12/19-2-9/11-5008, предыдущие действующие формы были приведены в соответствие с требованиями законодательства, и их следует применять при проведении взаиморасчетов за выполненные строительные работы между заказчиками и исполнителями работ в строительстве с момента принятия приказа об их утверждении. Однако, в настоящий момент отсутствует какой-либо документ, который разъяснял бы порядок составления данных первичных документов, а также круг подрядчиков, на который распространяется действие данного приказа. Поэтому, можно сделать вывод, что формы КБ-2В и КБ-3 должны применяться всеми подрядчиками для всех заказчиков. Однако, такое заключение можно опровергнуть следующими аргументами. 1. В соответствии с п.1 Указа № 493/92 нормативно-правовые акты, которые издаются министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля, и которые имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации. В соответствии с п.п.8, 9, 11 Постановления № 750 Минрегионстрой в пределах своих полномочий на основе и на выполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение. Нормативно-правовые акты Минрегионстроя подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Подпункт «б» п.4 Постановления № 731 также устанавливает, что государственной регистрации подлежат нормативно-правовые акты любого вида (постановления, приказы, инструкции и др.), если в них содержится одна или более норм, которые имеют межведомственный характер, то есть обязательны для других министерств, органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, которые не входят в сферу управления органа, который издал данный нормативно-правовой акт. Пункт 15 Постановления № 731 предусматривает, что министерства направляют для исполнения нормативно-правовые акты лишь после их государственной регистрации и официального опубликования. В случае нарушения указанных требований нормативно-правовые акты считаются не вступившими в силу и не могут быть применены. Такой же вывод содержится и в Письме № 05-2/433, где Высший Арбитражный суд Украины указывает, что незарегистрированный нормативный акт, который подлежит государственной регистрации, является недействительным. Следовательно, документы, незарегистрированные в Минюст, не являются обязательными для исполнения всеми субъектами. Поскольку Приказ Минрегионстроя № 554 не зарегистрирован в Минюсте, то его действие не может распространяться на всех субъектов строительной деятельности, а действует и является обязательным лишь для тех предприятий, которые входят в сферу его управления. Об этом косвенно свидетельствует и п.2 Приказа № 554, где указано, что информация о внедрении новых форм типовых документов должна быть доведена до заинтересованных организаций. Согласно подпункта 36 п.5 Постановления № 750 Минрегионстрой осуществляет контроль за деятельностью государственных строительных корпораций, которые принадлежат к сфере его управления, соблюдением участниками инвестиционной деятельности в строительстве требований нормативных документов по расчету стоимости строительства объектов, которые сооружаются с привлечением средств государственного и местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций. Таким образом, предприятия, осуществляющие строительную деятельность без привлечения средств государственного бюджета и не являющиеся государственными, не подпадают под сферу управления Минрегионстроя, а следовательно обязательность Приказа № 554 на них не распространяется. 2. В соответствии с общими теоретическими положениями приказом является решение соответствующего субъекта в пределах его полномочий, направленное на решение оперативных или организационно-распорядительных вопросов (распорядительный акт) или на регулирование общественных отношений и содержит нормы права, имеет официальный и неперсонифицированный характер и рассчитано на неоднократное применение (нормативно-правовой акт). Проанализировав текст Приказа № 554, данный документ можно отнести к нормативно-правовому акту. Согласно п.3 Указа № 503/97 предприятия, учреждения, организации, при осуществлении своих прав и обязанностей должны применять законы Украины, другие акты Верховной Рады Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, опубликованные в официальных печатных изданиях или полученные в установленном порядке от органа, который их издал. Кроме того, п.2 Постановления № 731 предписывает министерствам и другим органам исполнительной власти не допускать случаи направления на исполнение нормативно-правовых актов, которые не прошли государственную регистрацию и не опубликованы в установленном законодательством порядке. Приказом № 503/97 четко установлен ряд изданий, которые являются официальными. Однако, рассматриваемый Приказ № 554 не прошел ни государственную регистрацию, ни официальное опубликование, в отличие от других приказов Минрегионстрой (например: о лицензионных условиях строительной деятельности и др.). Он был опубликован только в некоторых бухгалтерских изданиях и изданиях Минрегионстроя. Из этого следует, что Приказ № 554 не является нормативно-правовым актом и не является обязательным для выполнения всеми субъектами строительной деятельности. 3. Порядок заключения и выполнения договоров подряда на выполнение работ по строительству регулируется Постановлением № 668, которое является обязательным при заключении всех договоров подряда независимо от источников финансирования работ, а также формы собственности заказчика и подрядчика. Пункт 3 данного Постановления определяет договорную цену как определенную на основании сметы и указанную в договоре подряда цену (стоимость) работ. Согласно п.3.3.1 Приказа № 174 договорная цена - это смета стоимости подрядных работ, за которую подрядная организация, определенная исполнителем работ, согласна выполнить заказ. Согласно п.21 Постановления № 668, если договор подряда заключается по результатам переговоров сторон, то решения относительно применения договорной цены, порядка согласования сметы и проведения расчетов, принимаются по договоренности сторон. В случае, если работы финансируются с привлечением государственных средств, договорная цена определяется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере ценообразования в строительстве. Об этом свидетельствует Приказ № 174 об определении стоимости строительства, который является нормативным актом, обязательность которого распространяется при строительстве с привлечением бюджетных средств или предприятиями государственной собственности. При строительстве за счет других источников финансирования, его нормы носят рекомендательный характер, и их применение обусловливается контрактом. Пункты 88, 96 Постановления № 668 указывают, что приемка-передача выполненных работ проводится в порядке, установленном этим постановлением, другими нормативными актами и договором подряда. Подписание акта приемки-передачи является основанием для проведения окончательных расчетов между сторонами. Следовательно, договорная цена на строительные работы, финансирование которых осуществляется без привлечения бюджетных средств, определяется исключительно по договоренности сторон, а единственным условием для осуществления расчетов за работы является наличие подписанного сторонами акта приемки-передачи. 4. Относительно правомерности отнесения к затратам на строительство расходов, оформленных в соответствии с типовыми формами, утратившими силу, отметим следующее. Согласно ст.1 Закона № 996-XIV документом, содержащим сведения о хозяйственной операции и подтверждающим ее осуществление, является первичный бухгалтерский документ. Расходы предприятия должны подтверждаться такими первичными документами, которые отвечают требованиям, установленным п.2 ст.9 Закона № 996-XIV, а именно: иметь такие обязательные реквизиты: название документа; дату и место составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции. В оформленном на предприятии «Акте приемки выполненных строительных работ» по старой форме, все перечисленные реквизиты и признаки присутствуют. Следовательно, он является первичным документом. Согласно ст.4 Закона № 996-XIV одним из принципов бухгалтерского учета является превалирование сущности над формой, по которому операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы. Применительно к данной ситуации следует отметить, что несмотря на несоответствие юридической формы данного документа, по своему содержанию он является первичным документом, который должен быть принят для подтверждения понесенных затрат на строительство объекта.
|